24.02.09
Магистрали трех сибирских губернаторов
Дороги на Руси испокон веку строили миром .Поддерживая традицию, губернаторы Тюменской области Владимир Якушев, Ханты-Мансийского автономного округа Александр Филипенко и Ямало-Ненецкого автономного округа Юрий Неелов подписали договор о совместной работе по программе, которую так и назвали — "Сотрудничество".
Планы вполне реальны
Под это дело выделяют миллиарды рублей, львиную долю — дорожному строительству. Только в южной зоне ежегодно прокладывают, реконструируют, капитально ремонтируют более 300 километров автомагистралей. В ближайшей перспективе начнется прокладка трассы от Тюмени до поселка Междуреченский, находящегося на территории Ханты-Мансийского автономного округа. Пока 338 километров пути можно пройти на джипах в лучшем случае за б часов. Но только зимой, так как на всем протяжении раскинулись бездонные Куминские болота.
О сложности предстоящей работы говорит такой факт: примерно на двухстах километрах трассы необходимо снять слой торфа толщиной от 9 до 12 метров, затем положить основание из песка и щебня. Дорога уже строится, почти готов мост через мощную реку Тавда.
Решается вопрос о строительстве дороги от Тюмени до Салехарда - единственного в мире города, стоящего на самом Полярном круге. Магистраль пройдет по восточному склону Уральских гор и позволит вести разработку месторождений марганцевых и хромовых руд, бокситов. Есть в этих краях железо, хром, медь, золото. Стоимость дороги составит 90 миллиардов рублей. Деньги большие, но интерес к региону велик, как говорится, овчинка стоит выделки. Значит, откроют путь к подземным кладовым. И вообще, в последнее время Западная Сибирь активно обзаводится дорогами с твердым покрытием.
Но в целом дорожная сеть Российской Федерации составляет лишь 12 процентов от показателя Евросоюза, а ее плотность на один квадратный километр территории страны не достигает и 4 процентов европейской. При этом, по официальным данным Росстата, протяженность отечественных автомагистралей в 1995-2005 годах сократилась на 9 процентов, а ее официальный прирост в 2006-2007 годах обеспечен лишь включением в общую базу дорог местного значения. Объем грузоперевозок в 2007 году составил 206 миллиардов тонно-километров - в полтора раза меньше, чем в Турции, и в 15 раз меньше, чем в странах ЕС. Если в Европе на автомобилях перевозится 76,4 процента грузов, то в России - не более 9 процентов. Понятно, это обстоятельство сказывается на всех отраслях отечественной промышленности не самым лучшим образом, ведь на морских и речных судах, вертолетах и самолетах сырье до ворот завода не доставишь, много времени уходит на перевалку грузов.
А теперь — о приятном.
- Моему депутатскому стажу в Тюменской областной Думе без малого полтора десятка лет, - рассказывает Николай Барышников. - Помню начало своей деятельности на этом посту: сколько было в нашем регионе населенных пунктов, не имеющих связи с магистральной сетью дорог. Теперь не только в центры сельских муниципальных образований, но даже к маленьким деревням "пришел" асфальт.
Николай Павлович возглавляет рабочую группу по реализации партийной программы "Дороги "Единой России". Коль скоро существует такая программа, похоже, "единороссы" намерены сконцентрировать усилия на пока еще не решенных проблемах. И вот депутат приглашает нас, журналистов, на объезд автомагистралей.
Самый глубинный район юга Тюменской области - Вагайский. В столицу района едем, свернув с федеральной трассы 1Р-402, и добираемся до Аромашево. Отсюда и начинается обследуемая трасса протяженностью в 160 километров. Дорога хорошая, во всяком случае не трясет на ухабах, как это было на участке "федералки" Тюмень - Ишим - Омск. Правда, по словам Барышникова, "понастроили тут дорожники завитушек". Дело в том, что трасса и впрямь петляет, повторяя изгибы Иртыша, в котором, как известно, утонул покоритель Сибири Ермак Тимофеевич. Ясно, экономили на спрямлении магистрали, а посему следовали строго "по курсу" старой "екатерининской" дороги.
Данную автомагистраль начали строить в 1994 году. Недостроив двенадцать километров, объект, скажем так, заморозили. Наверное, у руководства имелись веские причины, ну, скажем, денег не хватило. Нынче стройку возобновили, дай Бог, завершат в следующем году. По пути от Аромашево нам встретились две большегрузные фуры - видно, кое-кто из водителей уже освоил трассу. Потому что, направляясь в сторону Омска или Казахстана, укорачивают путь километров на триста.
Была до нынешнего года заморожена и другая дорога -Ялуторовск - Ярково, напрямую соединяющая две федеральные магистрали. Трасса имеет межэтнические свойства, так как вдоль нее расположились поселения многонациональные: в одних больше татар, в других — чувашей, в третьих -коми-пермяков... В 2009 году магистраль достроят, но пока основной поток машин идет через Тюмень, создавая пробки.
Идея создания объездной кольцевой дороги вокруг областного центра зародилась давно, строить ее начали в 1979 году. Самый значительный объект по тем временам - мост через Туру в окрестностях деревни Воронине Тогда от услуг московских специалистов в проектировании отказались, документы подготовил местный главк, то есть Главсибтрубопроводстрой. Он же выделил и деньги. 28 июня 1990 года мост длиной 283 метра, шириной 10 метров, грузоподъемностью 80 тонн был готов. Но делали из того, что было под рукой: вместо легкого асфальтового покрытия положили железобетонные плиты. И перегрузили конструкцию. В начале 2001 года мост закрыли на ремонт. А потом открыли.
И вот нынче пошло движение по другому мосту. Он вообще-то тоже называется Воронинским, так как состыкован со старым, но это исключительно отдельный объект, спроектированный Тюменским институтом НТПИ и ТИ. Работы выполнила фирма "Мостоотряд-З6" под руководством Николая Руссу. Длина моста такая же, как и у "ветерана", но на полтора метра шире. По старому мосту налажено движение в два ряда в западном направлении, также и по новому, но на восток. Вот такой замечательный тандем!
Требования жизни
Не мог не вспомнить событие семилетней давности. Вот-вот должны были перерезать красную ленточку на только что построенном вантовом мосту, на ту пору самом длинном в мире, через реку Обь у Сургута. Помню, налетел шквалистый ветер, ливень заливает объективы фото- и телевизионных камер. Автор этих строк берет интервью у автора уникальнейшего объекта, заслуженного строителя Российской Федерации Валентина Солохина.
- Вот поставлю еще один мост под Ханты-Мансийском - и, пожалуй, пора на отдых, - сказал тогда Валентин Федорович.
И ведь построило ОАО "Мостострой-11" под его руководством мост через Иртыш, такой же изумительный и совершенный, как и в Сургуте. Учеников у Валентина Федоровича по всей нашей необъятной стране наберется не один десяток.
Но вернемся к сдвоенному Воронинскому мосту. Самый большой транспортный поток по нему хлынет после сдачи в эксплуатацию магистрали "Обход Тюмени". Она уже существует. Утверждаю как водитель: просто приятно проехать от ГЭЦ-2 до Учхоза. Ровный асфальт, двухрядное движение в обоих направлениях, барьерное ограждение типа «НьюДжерси», отменное освещение. А какие эксклюзивные, скажем так, путевые развязки!
Кстати, автор долго любовался красочным эскизом подобной развязки на Московском тракте. Но когда проект воротится в металле, трудно сказать. Земля, на которой, а точнее, над которой должен взметнуться объект, находится в федеральной собственности. Подобные территории Правительство сначала отдает Федеральному жилищному фонду, а уж как "взять" место под дорожное строительство — дело администрации области, в частности Департамента имущественных отношений. Из-за проблемы с землеотводом тормознулась прокладка Восточного обхода - участка кольца протяженностью в двенадцать с половиной километров от окрестностей Ембаево до трассы в омском направлении западнее поселка Боровский. Тут земли раньше принадлежали совхозу "Пригородный", а теперь и вовсе не понятно кому.
- Хлопотное дело - земля: отвод, межевание, выкуп, говорил участвовавший в поездке начальник управления автомобильных дорог Тюменской области Алмаз Закиев. Кстати, стоимость земли входит в бюджет строительства и составляет от него процентов тридцать. Но даже если и получим землю, то быстро дело не пойдет. Видите на карте: пойма Туры, здесь надо отсыпать полотно, а оно должно осесть, стабилизироваться в течение двух лет. Как бы мы, дорожники, ни пластались, раньше 2011 года красную ленточку не перережем. Реальный срок - 2012-й.
Немалую трудность для дорожников составляет и то обстоятельство, что дорожное кольцо одновременно является кольцом газо- и водоснабжения, тут же проходят другие коммуникации. Почти готовый участок магистрали "Обход Тюмени" от Учхоза до Верхнего Бора действует только в одном направлении, в другом идет перекладка газопровода. В районе деревни Казарова надо поднимать провода ЛЭП-500, они склонились над автомагистралью до довольно опасного уровня. И все работы - за счет дорожников. Надо еще доделать участок обхода от Верхнего Бора до поселка Мелиораторов, потребует немалых усилий и денежных вливаний отрезок обхода протяженностью почти в 9 километров от путевой развязки на Нижнюю Тавду до дороги Тюмень - Тобольск.
В качестве справки: пока из общей протяженности кольцевой трассы "Обход Тюмени" в 53 километра в стопроцентной готовности находятся 13 километров.
Еще первое кольцо не замкнулось, а жизнь требует строительства второго: областной центр развивается такими темпами, что бывшая загородная трасса вошла в улично - дорожную сеть. Местами это второе кольцо уже обозначилось.
- Дорогу Тюмень - Тобольск - Ханты-Мансийск тоже надо приводить в порядок, - говорит депутат Николай Барышников, - там километров триста плохо проезжаемого участка. Ну в северную дорогу в 2005-2006-2007 годах мы уже вложили 16 миллиардов рублей по совместной программе "Сотрудничество". Да, промежуток от 250-го до530-го километра, там, где граница с Ханты-Мансийским автономным округом, находится в плохом состоянии. Но говорить о капитальном ремонте не приходится, потому что существующая траектория не обеспечивает безопасность движения. Необходима полная реконструкция со спрямлением трассы.
Вопрос серьезнейший, и, похоже, без вмешательства трех губернаторов тут не обойдется.
- Сам город Тюмень в транспортном плане особенный, скажем так, узловой, — продолжает начальник управления автомобильных дорог Алмаз Закиев, - отсюда начинается дорога на север, есть подход от трассы "Байкал", "вытекают" Московский, Червишевский и Ирбитский тракты. Рядом "мчится" магистраль 1Р-402, которая после завершения строительства участка Чита - Хабаровск станет международной.
Уже теперь по ней следуют автомобили с китайскими, монгольскими, корейскими, японскими номерами. Недавно автор этих строк встречал и провожал участников гонки ретроавтомобилей, направляющихся из Пекина в Париж.
Специалисты обсуждают вопрос переноса за черту города Транссибирской магистрали с железнодорожным вокзалом, депо, путевым и другим хозяйством. Пока же стальные магистрали делят город пополам и тормозят его комплексное развитие. На месте путей должен возникнуть широкий проспект со свободным автомобильным ходом.
Сила — в единстве
Буквально на днях началось движение по полностью обновленной автомагистрали по улице Мельникайте в Тюмени. Это результат самоотверженного труда коллектива ЗАО "Пышмаавтодор". Летом прошлого года тюменцы посетили выставку достижений дорожной техники и технологий, состоявшуюся в Перми. На трассе "Обход Перми" показывали прокладку магистрали одновременно двумя асфальтоукладочными агрегатами. Оказывается, можно и тремя! Это доказали в Тюмени рабочие и специалисты из "Пышмаавтодора".
Работы велись чуть ли не круглосуточно. Материалы завозили исключительно ночью, чтобы и самим не попадать в дорожные пробки, и не создавать таковых. Последняя стадия - дорожная разметка. Ее тоже рисовали в темное время суток, но когда зажгли то над улицей Мельникайте электроосвещение, все просматривалось как днем.
Специалисты утверждают: ЗАО "Пышмаавтодор" установило своеобразный рекорд - за один строительный сезон работы подобного объема и такой сложности еще не выполнялись ни разу. Так что отдадим должное и рабочим, и генеральному директору этой фирмы Сергею Зюзгину, сумевшему создать и определенный настрой в коллективе и организовать производственный процесс.
Отличилась и субподрядная организация ССУ-7 3АО "Тобольскстроймеханизация". Управлением руководит Александр Лейс, депутат Тюменской городской Думы. Видел, как старались его люди на прокладке трассы под кольцом на перекрестке улиц Мельникайте и 50 лет Октября. Укажу только тех, с кем пришлось общаться: машинист Виталий Бирюзов, монтажники Сергей Чилимов и Ильгиз Ба-гишев, заместитель директора управления Александр Зернов, мастер Илья Дубовик, бригадир монтажников Исхак Хамитов.
...У многих дорожников один рабочий сезон плавно переходит в другой - вчера ты строил дорогу, а сегодня эксплуатируешь, ведь магистраль требует глаз: надо убрать снежные заносы, в гололед подсыпать Як соляно-песчаную смесь. Я встречался на строящейся трассе с машинистом асфальтоукладчика марки "Фогель" Сергеем Стафеевым. В коротком перерыве он угощал меня чаем из термоса прямо у пульта управления агрегатом. Почти сорок лет трудится Сергей на одном предприятии, то есть в Ишимском ДРСУ, крупнейшем в системе ОАО "Тюменское областное дорожное эксплуатационное предприятие". У акционерного общества самый большой по протяженности участок федеральной магистрали Тюмень - Ялуторовск - Ишим - Омск: 73 километра.
Участок этот, по оценке специалистов, довольно проблематичный, так как сооружен в начале семидесятых годов прошлого века, капитальный ремонт здесь с тех пор не проводился. Значит, денег потребуется немало, но, говорят, на помощь опять-таки придет программа "Сотрудничество". Выходит, регион выручает федералов.
Под опекой Ишимского ДРСУ еще 23 дороги территориального значения - в общей сложности двести километров, а еще более сотни верст - муниципальных. Присмотра требуют и подъезды к 31 мосту.
Управление обеспечивает инертными строительными материалами - щебнем, песком, а зимой еще и солью против гололеда ряд соседних управлений. Четырнадцать районов Тюменской области получают отсюда качественный битум.
Подобных организаций в Тюменской области 22, по количеству районов. Все входят в состав ОАО "ТОДЭП" и сообща содержат 12,7 тысячи километров федеральных, территориальных и муниципальных магистралей. Каждое из управлений обеспечено самосвалами, автогрейдерами, комплексными дорожными машинами, погрузчиками, прочей техникой.
Юрий Машинов, журналист, Фото автора.
P. S. Пока материал готовился к печати, в Тюменской областной Думе состоялось объединенное заседание рабочих групп по реализации партийной программы "Дороги "Единой России" и "Безопасные дороги". Заострили внимание на участке федеральной трассы от Тобольска до границы с Ханты-Мансийским автономным округом. Здесь из-за плохих дорожных условий часто случаются аварии, в которых гибнут люди.
Представители медицинской службы заявили: на место происшествия "скорая" добирается: в городских условиях за 8 минут, на федеральных дорогах — за 16. В 67 процентах ДТП спасти жизнь пострадавших не удается. Считается наиболее эффективным вмешательство врача в первые 4 минуты. Для улучшения ситуации предлагаются два альтернативных варианта: или как можно быстрее реконструировать дорогу, или финансировать до необходимого уровня содержание санитарного вертолета. Он на трассе есть, но, если верить докладу областного департамента здравоохранения, каждый вылет обходится в миллион рублей. Значит, в целевой бюджет необходимо заложить 365 миллионов.
Кроме того, для повышения безопасности в областном центре намечено сооружение на магистралях надземных и подземных переходов. Но, как правило, все они переходят в разряд "долгостроя", что в нынешней обстановке недопустимо. Рабочая группа предложила фракции "Единой России" в областной Думе и правительству Тюменской области для оптимального решения вопроса создать в регионе специализированную организацию по строительству переходов, оснащенную необходимыми техникой и технологией. Пока таковой нет. Но строительство одного подземного и ряда надземных переходов, можно сказать, на любительском уровне продолжается. Без особого эффекта.
Последнее заседание стало объединительным: слились в одну группу "Безопасные дороги" и "Дороги "Единой России". Координатором и руководителем объединенной рабочей группы стал заместитель председателя Тюменской областной Думы Геннадий Корепанов, депутат Николай Барышников назначен его заместителем.
РФ сегодня №2 2009
Материал подготовлен ФГУП "Информавтодор" (С. Гладкая)
|